Библиотеки - хранилища пямяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Д. Лихачев, "библиотеки важнее всего в культуре... пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее".
Библиотека МКОУ СОШ № 7 п. Чограйский расположена на первом этаже нашей школы и занимает два изолированных помещения общей площадью 21 кв. м (абонемент с 6 посадочными местами общей площадью 15 кв.м и книгохранилище общей площадью 6 кв.м, там находится фонд учебников). В кабинете оборудовано рабочее место и компьютерная зона библиотекаря, установлен компьютер, принтер, сканер.
Библиотека ставит перед собой цели и задачи:
Сформировать позитивный образ библиотеки как значимой организационной структуры школы, не только обеспечивающей качественное сопровождение учебного процесса, но и предоставляющей новые возможности для познания и саморазвития.
Сделать библиотеку равноправным участником педагогического и воспитательного процесса на основе использования новых информационных технологий, внедрения инновационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирования комфортной библиотечной среды
Библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводится с учетом разделов общешкольного плана. Основными задачами деятельности библиотеки является:
· Формирование правовой культуры читателей: гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и родного края.
· Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой, организовывать мероприятия по привлечению пользователей к работе с различными информационными носителями, в том числе электронными, внедрять новые, эффективные формы работы, новые технологии.
· Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей, создание электронных каталогов и картотек, доступных для работы, оказание помощи педагогам, учащимся в проведении мероприятий и участия в конкурсах, образовательных проектах.
Организация библиотечного фонда.
На протяжении нескольких лет пополнения книжного фонда происходит за счет подарочных изданий. Фонд в библиотеке расставлен по таблицам ББК. По мере необходимости меняются полочные и буквенные разделители. Фонд младшего абонемента оформлен красочно в стиле «Читай город». Ведется работа по сохранности фонда. При выборе книг и на библиотечных уроках проводятся беседы: о правилах пользования библиотекой, о бережном отношении к книгам. С задолжниками работает «Космическая полиция», составляет списки и делает напоминания. Активные читатели являются докторами «Книжкиной больницы», следят за состоянием книг, регулярно проводят ремонт потрёпанных книг. Один раз в пять лет проводится инвентаризация фонда.
Работа с учебным фондом.
Ежегодно составляется заказ на недостающие учебники. Новые учебники проходят техническую обработку, запись в учетные документы. Постоянно составляется отчетная документация. Выдача и прием учебников происходит согласно составленным графикам. Списание учебников происходит согласно установленным правилам. Чтобы обеспечить сохранность учебников, четыре раза в год проводятся рейды по проверке учебников. Проводятся беседы о бережном отношении к учебникам. В июне производится ремонт учебников. Ведется работа с обменным фондом учебников – взаимообмен с другими школами района. Ведется соответствующая документация.
Справочно - библиографическая работа.
Справочный аппарат библиотеки не велик. Фонд справочной литературы выделен отдельно от фонда. Ведутся картотеки: картотека цитат и афоризмов; картотека стихотворений, загадок; архив выполненных справок. Последние 3 года картотеки ведутся в электронном виде. Учет выполненных справок ведется в журнале учета справок. Библиотека выпустила рекламно-информационные материалы. Буклеты: «Игрушка загадка», «Матрешка – русский сувенир», «Приглашение в библиотеку» (1кл.); цикл буклетов «Шёл ребятам в ту пору…»; брошюра «Шли на бой ребята, ровесники твои» (о детях героях Ставрополья). Рекомендательные списки литературы: «Страна Гайдара» - для 1-4 классов; «Легко ли быть мальчишкой» - для 5-6 классов; по экологии- «Зелёный островок»; «Круг чтения» - для 5,6,7 классов; «Читайте книги о войне» - для 5-6 классов.
Работа с читателям.
Библиотека обслуживает читателей: учащихся и педагогов. Оказывает помощь в подготовке написания рефератов, сообщений, подготовке классных часов. Библиотека пропагандирует чтение, применяя различные формы работы. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Оформляются разнообразные выставки: «Это интересно», «Литературный календарь», «Парад юбиляров». Также имеются постоянно действующие книжные выставки: «Поиск призвания», «Родные просторы», «Добрых рук творенья», «Быть здоровым модно» (ежегодно с учащимися 2 класса проводится путешествие по книжной выставке).
Наибольшей популярностью у детей пользуются выставки – викторины: «Точка, точка, запятая» (ко дню знаний), «Незнайка и все, все, все», «Шелест книжных страниц» (ко дню Недели детской книги), «В чертогах Снежной королевы», «Перо жар птицы» (к юбилею книги Ершова П. «Конек горбунок»), к юбилеям книг: «Муха Цокотуха» Чуковского К., «Стойкий оловянный солдатик» Х.К. Андерсена, «Аленький цветочек» Аксакова.
Заинтересовала читателей и новая форма выставки - «День рождения героя». «Робинзонада» (ко дню рождения Робинзона Крузо), «Страна Чудес» (ко дню рождения Алисы, героини книги Л. Кэрролла). Оформляются книжные выставки по различной тематике. «Растоптанные Эдельвейсы» (к 70 летию битвы за Кавказ), «Прикосновение к подвигу»(памяти воинов интернационалистов), «Верю, не верю»(олимпиада в Сочи), «Широкая масленица». Очень интересной получилась книжная выставка: «Любимые книги учителей» (она дополнена презентацией, где учителя рассказывают о своих любимых книгах детства). Для большего раскрытия темы ко многим выставкам прилагаются презентации
Большое внимание при работе с читателями обращается на организацию информационной среды в библиотеке. Информационная среда - это не только фонд библиотеки, а это еще и окружающее учащихся определенным образом организованное пространство библиотеки. Большой выбор наглядных средств, яркие надписи выставок, красочные плакаты - все это привлекает юного читателя в библиотеку, создает атмосферу радости общения.
Традиционно в библиотеке проводится «Неделя детской книги»: «Я с книгой открываю мир» литературные викторины и игры для 2-5 классов, «Книга, которая всех подружила» литературное путешествие для 2-4 классов, «Шелест книжных страниц» литературная игра путешествие для 1-5 классов, и интеллектуальная игра для 7 класса. Проведение Недели детской книги не только привлекает читателей, раскрывает их скрытые таланты, но и позволяет обратить внимание детей на необходимость систематически читать, обучить простым навыкам поиска информации и, в целом, поднять культуру пользователя библиотеки
Работа с активом библиотеки
Проводится постоянная работа по вовлечению актива в работу библиотеки:
· совместно с активом проводятся рейды по сохранности учебников;
· один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе (учатся записывать книги в формуляр, помогают в выборе книг учащимся 1-х классов);
· принимают активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки;
· помогают в оформлении библиотеки;
· проводится работа с читателями – задолжниками;
· ремонт книг;
· при поступлении новых изданий проставляют штамп.
Повышение квалификации
Библиотекарь принимает участие в семинарах, открытых мероприятиях. Работы к семинарам: консультация «Социализация личности школьников посредством чтения художественной литературы», практический калейдоскоп «Матрешка русская игрушка», интеллектуальное ассорти «Читаем, учимся, играем», читательская конференция по книге Е. Ильиной «Четвертая высота», сторисек по книге Э. Успенского «Крокодил гена и его друзья», опыт работы: «Выставочная деятельность школьной библиотеки». Библиотекарь изучает и использует опыт работы библиотек района. Использует в работе информацию из профессиональных изданий: «Школьная библиотека», «Библиотека», «Библиополе», а также на библиотечных сайтах в интернете. Осваивает новые библиотечные технологии.
На сайте - http:// nsportal. ru, создан свой мини – сайт: (Мой <a href = "http://nsportal.ru/kopaneva-svetlana-anatolevna" >).